Эсхатологическое обозрение

Близ есть, при дверях

Библиотека православного христианина

16 комментариев

Меня попросили составить православную библиотеку из восьми книг. Эта задача показалась очень интересной, но справиться с ней не удалось. Восемь книг не получается никак!

Итак, Библиотека православного христианина:

  1. Священное Писание Ветхого и Нового Завета
  2. св. Василий Великий. Беседы на Шестоднев
  3. св. Иоанн Златоуст. Толкование на св. Матвея Евангелиста
  4. св. Иоанн Златоуст. Толкование на Послание Святого Апостола Павла к Римлянам
  5. блж. Августин Иппонийский. О Граде Божием
  6. прп. Иоанн игумен Синайской горы. Лествица
  7. Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви восточной. Пространный Христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви
  8. св. Игнатий (Брянчанинов). Письма к мирянам
  9. св. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?
  10. св. прав. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе

Прошу обратить внимание:

центром является Священное Писание и его понимание;

охвачены все (?) эпохи;

блж. Августин представляет собой церковную письменность Западной Церкви;

представлены все (?) жанры: Символ, толкование Писания, аскетика, эсхатология, литургика.

Мне думается, что нужны сочинения и св. Игнатия, и св. Феофана. Это две стороны аскетики.

Очень бы хотел услышать замечания и предложения.

Written by Роман Вершилло

4 января, 2008 в 12:00 дп

комментариев 16

Subscribe to comments with RSS.

  1. Треть! Хорошо, если бы треть. Я сталкиваюсь едва ли не с обратной пропорцией.
    Если не 8 книг — то пусть будет 12, дело не в этом. Здесь занимает сама мысль об ограниченном списке Православной литературы. Это очень подходит Православию. В этом видится сама суть Православия.
    Насчет Житий, то ведь есть Священное Писание, где есть жития пророков и Апостолов.

    Роман Вершилло

    3 января, 2008 at 12:24 пп

  2. Количество книг должно быть ограничено не числом, а весом. Столько, сколько можно унести на себе. Средний человек может взять с собой 15 кг — около 30 книг. К Вашему списку я добавляю Дневник Государя Императора Николая Второго, Пьера Жильяра, Ольденбурга, Проповеди и выступления протоиерея Александра Шаргунова, Историю Государства Российского Карамзина. Где бы мы ни оказались, мы останемся осколком одного из великих христианских народов. И для осмысления жизни нам потребуется «другая Библия», христианская историософия.

    о. Владимир

    3 января, 2008 at 12:41 пп

  3. Несколько неожиданные добавления. Вы уверены, что Ольденбург действительно может встать в один ряд с Библией, «О Граде Божием» или Шестодневом?

    Роман Вершилло

    3 января, 2008 at 12:51 пп

  4. Меня попросили составить православную библиотеку из восьми книг — пишете Вы. С какой целью? Для бегства из Иудеи в горы или для полки «Православие» в кабинете? Кто Вас попросил? Православный? Если да, и если первое, то вот список: Библия. Лествица. О терпении скорбей — по еп. Игнатию Брянчанинову. Письма о христианской жизни еп. Феофана. Правило молитвенное готовящимся ко Святому Причащению. Моя жизнь во Христе. Благодеяния Богоматери. Часослов. Житие Преподобного отца нашего Серафима Саровского. Канон Великий Андрея Критского. Сборник служб, молитв и песнопений. Этот список взят из книги Н.А. Соколова «Убийство Царской Семьи», глава 19 — Вещи царской семьи, обнаруженные в Екатеринбурге и его окрестностях.

    о. Владимир

    3 января, 2008 at 2:25 пп

  5. Вы уверены, что Ольденбург действительно может встать в один ряд с Библией? — спросили Вы. В один ряд с Библией не может встать никакая книга. Если же меня просят сформировать библиотеку для нужд православного христианина в изгнании или что либо в этом роде, то Ольденбург, Жильяр и Соколов там будут по праву. Забыл внести в свой список «Службы Страстной седмицы». Прошу простить несколько агрессивный тон. После 8 июля 2008 приглашаю Вас в нашу пещеру на Реннане.

    о. Владимир

    3 января, 2008 at 2:35 пп

  6. Список не ограничен вероучением. Можно будет православно толковать Писание и Символ до скончания века. И это надо делать, помня, что толкования св. Иоанна Златоуста являются самыми близкими к смыслу Писания, и в этом смысле не превзойдены никем.

    Роман Вершилло

    3 января, 2008 at 2:37 пп

  7. Да, нет, все прекрасно! Благодарю.
    В ряд с Библией и встали уже книги, которые приведены в списке. Мы читаем Библию благодаря св. Златоусту. Понимаем благодаря св. Иоанну Дамаскину. Исполняем повеленное в Писании благодаря Лествице, свв. Феофану и Игнатию. И так далее.
    Посмотрите, что в списке приведенном Вами: там нет ни одной книги по догматике, нет ни одного толкования на Писание. Можно выбрать для себя и эти книги, это прекрасно. Но мы-то предлагаем нормативный набор другим людям и отвечаем (предполагается) за них.
    Я, кстати, вспомнил еще одну необходимую книгу: св. Кирилла «Огласительные беседы». Ею можно заменить св. Иоанна Дамаскина.

    Роман Вершилло

    3 января, 2008 at 2:44 пп

  8. Список не ограничен вероучением, — пишете Вы. Оно и понятно. Мне довольно двух вероучительных книг. Если число восемь означает полноту и даже вечность, то в этой полноте есть место Вере, Надежде и Любви — как в Катехизисе митр. Филарета.

    о. Владимир

    3 января, 2008 at 2:46 пп

  9. Двух каких? Библии и Катехизиса? Вы правы.

    Роман Вершилло

    3 января, 2008 at 2:58 пп

  10. Мы предлагаем нормативный набор другим людям, — пишете Вы. Теперь Ваша мысль вполне ясна для меня. Да, этот список должен включать в сублимированном виде все Предание. Лучше всего взять с собой жесткий диск с Минеей, Триодью, Октоихом. Кстати, Вы неправы, что в моем списке нет толкования на Писание и догматики. Богослужебные тексты, составленные И. Дамаскином, Косьмой М. и Андреем Кр. — экзегеза и догматика высшей пробы.

    о. Владимир

    3 января, 2008 at 3:00 пп

  11. Богослужебные тексты, составленные И. Дамаскином, Косьмой М. и Андреем Кр. — экзегеза и догматика высшей пробы.
    Очень интересная мысль. Не могли бы пояснить? Я всегда думал, что это прежде всего молитвы к Богу. А Вы говорите, что это экзегетика и догматика. Разве мы не различаем молитву от вероучительных текстов?
    «Молитва есть прошение пред Богом, произносимое от горячей веры с надеждою получить просимое по Его воле. Или так: молитва есть возвышение ума и воли нашей к Богу, в котором мы хвалим Бога, или просим, или благодарим за Его к нам благодеяния» (Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви восточной). Разве не в этом суть Богослужения?
    Само собой, молитвы должны быть православными, и для этого они поверяются сокровищем веры: Писанием и Символом и их толкованиями и объяснениями.
    Или я чего-то не понимаю?

    Роман Вершилло

    3 января, 2008 at 4:03 пп

  12. Даже Катехизис обосновывает свои определения некоторых сторон вероучения не только Писанием, но и богослужебными текстами. Например: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в Раи же с Разбойником и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный». К Догмату о сошествии во Ад. Или вот: «Биен был еси, но не разделился еси, Слове, еяже причастился еси плоти: аще и разорися твой храм во время страсти, но и тако един бе состав Божества и Плоти Твоея. Во обоих бо един еси Сын, Слово Божие, Бог и Человек». Это из Триоди, это Иоанн Дамаскин. Это и есть догматика высшей пробы. Есть и экзегеза. Собственно, все Трипеснцы и Двупеснцы на Страстной — ни что иное, как пособие к раскрытию Евангелий этих дней, читаемых на Утрене и Литургии Преждеосвященных. Просто Вы видимо упустили из виду, что богослужебные книги нашей Церкви содержат не только молитвенные прошения, но и созерцания. В этом смысле, Догматики 8 гласов, называющиеся так по причине содержащегося в них догматически точного исповедания Воплощения от Приснодевы Марии Единородного Сына и Слова — не прошения. Но — возвышение ума к Богу.

    о. Владимир

    3 января, 2008 at 4:39 пп

  13. «Содержай вся на Крест вознесеся, и рыдает вся тварь, того видящи нага висяща на древе, солнце лучы сокры, и звезды отложиша свет: земля же со многим страхом поколебася, и море побеже, и камение распадеся, гроби же мнози отверзошася, и телеса восташа святых мужей. Ад низу стенет и иудеи советуют оклеветати Христово Воскресение, жены же взывают: сия суббота есть Преблагословенная, в ней же Христос уснув воскреснет тридневен». Где здесь молитвенное прошение? Его вовсе нет. Есть исповедание Истины от имени Кафолической Церкви и есть благодарение Бога о Его благодеянии, выраженное догматически и поэтически.

    о. Владимир

    3 января, 2008 at 4:52 пп

  14. Или я чего — то не понимаю?

    о. Владимир

    3 января, 2008 at 4:53 пп

  15. Скажу больше. Некоторые пункты догматического учения настолько глубоко и уникально раскрываются по преимуществу в Богослужении, что на них как на Духоносные тексты находит нужным ссылаться и самое Догматическое Богословие. Пример: стихиры Вечерни Великой Субботы на Господи, воззвах «Днесь Ад, стеня, вопиет…».

    о. Владимир

    3 января, 2008 at 5:07 пп

  16. Предлагаю следующий список книг, необходимый и достаточный для продажи и распространения в Православных храмах. При условии что Часослов, Триодь, Минея и Октоих читаются и поются в слух всех. Для домашнего чтения: !. Библия. 2. Св. Иоанн Златоуст. Толкование на Матфея Евангелиста. 3. Его же Толкование на Послания Апостола Павла. 4. Шестоднев. 5. Поучения огласительные и тайноводственные Св. Кирилла 6. Лествица. 7. Древний Патерик 8. Точное изложение Православной веры Св. Иоанна Дамаскина. 9. Толкование на Апокалипсис Св. Андрея Кесарийского. 10. Благовестник Блаженного Феофилакта. 11. Послания Восточных Патриархов и Исповедание Петра Могилы. 12. Письма Св. Тихона Задонского. 13. Его же Об истинном Христианстве. 14. Записки Чеботарева о нем же.15. Беседа преп. Серафима с Мотовиловым о цели Христианской жизни.16. Житие преп. Серафима. 17. Пространный Христианский Катехизис. 18. Слова и речи Митрополита Филарета, т. 1. 19. Аскетические опыты Св. Игнатия Брянч. 20. Письма его же к мирянам. 21. Что есть духовная жизнь и как на нее настроитьсься Св. Феофана Затв. 22. Его же Мысли на каждый день года. 23. Моя Жизнь во Христе Св. Иоанна Кроншт. 24. О Граде Божием 25 Против ересей 26 История Рима 27 История Византии 28 Карамзин 29 Ольденбург 30 Дневник Императора Николая Второго.

    о. Владимир

    3 января, 2008 at 11:12 пп


Оставьте комментарий