Эсхатологическое обозрение

Близ есть, при дверях

Модернисты — пассионарии?

2 комментария

На днях некто сказал мне, что модернисты и «церковные либералы» гораздо активнее, харизматичнее и пассионарнее, нежели православные. Я не понял этого человека, и не понимаю до сего момента.

Модернисты непрестанно — начиная с В. Соловьева — выдвигают бессмысленные положения и абсурдные обвинения против Православия. Я согласен с тем, что это тяжкий труд, одушевленный некоей идеей, окрашенный страстью к словопрениям и враждой против истины. Блж. Августин писал о «беспокойной горячности» еретиков следующее: «Хам же, имя которого в переводе значит «горячий»… означает род еретиков, пылающий духом не мудрости, а нетерпения, которым обыкновенно воспламеняются страсти еретиков и возмущают мир святых». [1]

Дух мудрости и дух нетерпения не поддаются взаимному сопоставлению. Поэтому никак невозможно сравнить активность еретиков-модернистов с православными действиями. Их духовность ничего не имеет общего с христианской духовностью. Так же и беспокойная горячность еретиков несравнима по величине или по степени с ревностью о Христе.

Для ереси и Православия нет никакой общей меры.

________________________

На деле же мы сталкиваемся с рассуждением: если 10 статей в защиту Православия — это хорошо, то 100 — в десять раз лучше. Но это значит не понимать самой сути православного действия. Здесь аргументы надо взвешивать, а не подсчитывать. И здесь не только одна книга может быть весомее сотен других православных книг, но и даже само молчание может оказаться сильнее всех выступлений. О таком времени пророк Амос говорит: Поэтому разумный безмолвствует в это время, ибо злое это время (5:13).

[1] блж. Августин. О Граде Божием//Творения. 2-е изд. Киев, 1907. Часть 5. Кн. 16, гл. 2. С. 138-139

Written by Роман Вершилло

5 января, 2008 в 8:05 пп

комментария 2

Subscribe to comments with RSS.

  1. Христос Раждается, славите!
    «Слово ваше да будет с солью», — говорит Апостол.
    Если соль не обуяла, щепотки ее достаточно. Кому нужна пересоленая пища? Кто станет есть? Требование «еще!», «еще!» говорит либо о потере вкуса у вкушающих , что является признаком серьезного заболевания, либо о потере силы у соли. В любом случае это требование говорит об эйфории, духовной нетрезвости трапезников, так как белого вещества уже слишком много для нормального стола. Наше время поразило бы наших предков, питавшихся хлебом, именно чрезмерностью соли и деликатесов. Огромное количество чудес, к которым привыкли. Неужели против модернизма мало написано? Нет, слишком много. Отказ от ставших общим местом модернистских привычек в церковном обиходе и проповеди — от Шмемана, Блюма, Осипова, Страгородского — больше бы дал чем тучи слов.

    о.Владимир

    7 января, 2008 at 1:37 пп

  2. С Рождеством Христовым!
    Возьмем сложный случай: о. А. Шмеман. Едва ли кто-нибудь когда-нибудь напишет против него лучше, нежели. о. Михаил Помазанский («Экуменика на фоне Православной литургики»). У нас не получается написать против о. Шмемана не только потому, что это сложно, но и потому что это не нужно.

    Роман Вершилло

    7 января, 2008 at 1:54 пп


Оставьте комментарий